Независимая оценка качества










 


Некоторые особенности традиционной связи искусства и образования.

В. Н. Алексеев

Глубинный смысл двух понятий, – «искусство» и «образование», – имеет множественное сходство, больше того – близкое природное родство.

Первоначальный смысл слова «образование» с течением времени «затенился» в человеческом сознании новыми оттенками и аспектами смысла, а исконные его значения отступили на дальний план, а то и вовсе затушевались. В сегодняшней российской действительности немногие из нас во внешней форме слова «образование» прочитывают и осмысляют направление и самую высокую цель того процесса, который запечатлен в этом слове и особенно остро воспринимался в Средние века. Поскольку образование направлено на человека, постольку смысл слова «образование» заключается в формировании человека–«образа». Эта ясная и однозначная цель, вероятно, сохраняет актуальность и сегодня, коль скоро мы не облекли этот процесс в какую-то иную словесную форму.

Смысл слова «образование» особенно открыто, полно и ясно выступает в эпоху Средневековья. Тогда для каждого христианина личная непрерывная духовная работа по воссозданию утраченного человеком в грехопадении того первоначального образа, по которому он был создан Богом, считалась непреложной и постоянной, поскольку обретение первообраза было единственным залогом грядущей вечной жизни на небесах. Образование направлено было на воссоздание человека в том виде, в каком он был сотворен Богом.

Образ – ключевое понятие и для всех видов художественного творчества. Искусство с помощью образа осмысляет действительность.

В минувшие эпохи осмыслению подлежит главное качество окружающего человека мира – его тварность, его Божественная сотворенность. Эта до сих пор до конца не утраченная связь мира с Богом и является высшим предметом художественного осмысления.

Художник воссоздает образ того мира, который был создан Богом, но который изменился в своем историческом бытии – и в ходе естественных процессов, и по своеволию человека. Открытие в окружающем мире его первоначального тварного вида, обнаружение тех связей, которые соединяют этот мир с Богом и осмысление в образной форме того мира, который, как и образ сотворенного Богом человека, был утрачен человечеством, есть главная задача и достоинство художника именно потому, что такой художник открывает человечеству пути совершенствования мира, приближения его к первозданному облику.

Всё отечественное средневековое искусство свидетельствует о таком системном понимании задач образования и искусства, а в Новое время эта позиция наиболее ярко была воплощена в жизни и творчестве Н.В. Гоголя.

Автор – кандидат филологических наук, доцент кафедры древних литератур и литературного источниковедения Новосибирского национального исследовательского университета и Сибирской академии управления и массовых коммуникаций, заслуженный работник культуры РФ.