Независимая оценка качества










 


Интервью с заместителем директора по воспитательной работе МБОУ СОШ№58.

Интервью Ирины Владимировны Петровой – начальника отдела просветительских проектов Центра изобразительных искусств с Ниной Юрьевной Пугачевой – заместителем директора по воспитательной работе МБОУ СОШ№58 (школа – партнер Центра изобразительных искусств с 2011 года)- (директор Константин Валерьевич Клюх).

И.П. - Прокомментируйте пожалуйста полезность занятий в центре изобразительных искусств для школьной программы и общественной жизни школы.

Н.П. - Мы занимаемся уже давно в центре изобразительного искусства (с 2011-2012 уч.г.). Для нас важно, как бы это банально не звучало – развитие той самой гармонически развитой личности. Ребенок это есть сосуд, который мы наполняем хорошими, чистыми, искренними, добрыми и т.д. качествами и встречи в городском центре изобразительных искусств имеют к этой работе прямое отношение. Чем мы этот сосуд наполним, то мы и будем черпать далее, таким и будет результат наших взаимоотношений в течении школьной жизни ребенка. Результат я вижу в том, кого мы выпускаем на стадии 11 класса. Но результат формируется не сразу, а ежедневно. На промежуточных стадиях 4, 8, 11 классов. Здесь я вижу влияние изобразительного искусства на то, что мы обозначаем словом «патриотизм». Вопрос о понятии слова «Патриотизм» возникает на всех уровнях, не только на уровне школы, но и муниципалитета и даже страны. Патриотизм, на мой взгляд, должен проявляться каждый день: это внимание друг к другу, это не проявление агрессии, это терпимость, желание помериться, если возникла какая то ссора. Когда уважаешь старших, уважаешь своего одноклассника, младшие классы. Это патриотизм проявляющийся в школе каждый день. У нас в школе учатся дети разных национальностей. У нас учатся дети из семей русских, казахов, немного изидов, армян, немцев, азербайджанцев. Может быть в переходном возрасте на уровне 5-6 классов промелькнет «Ты не такой, как я!», но в основном это нивелируется за счет небольших размеров нашей школы. Первое ощущение новых посетителей нашей школы: - «У вас школа домашняя». Школьная общественность реагирует на все происшествия, которые, как и в любой школе могут быть.

И.П. - Какие критерии - оценки результативности проекта «Художники – детям » можете предложить вы?

Н.П. - Мы стремимся при помощи вашего центра наполнять жизнь ребенка переживанием встречи с прекрасным, а это не измеряется. Для меня вопрос измерения очень сложный. Мы можем формально отразить результаты в тестировании на уровне «нравится – не нравится». Я спрашиваю у детей исподволь, когда они приходят из Центра искусств. Кто -то говорит – «Тема не интересная. Для него в этот раз занятие было не интересное». А в следующий раз ребенок говорит – «Все очень хорошо!». Я как заместитель директора по воспитательной работе вижу другое – сплочение коллектива класса, который ходит на занятия в Центр искусств. У нас Светлана Ефимовна Родионова классный руководитель 5 класса видит ценность занятий в сплоченности классного руководителя и класса на качественно другом уровне. Она наблюдает как они ведут себя в Центре искусств, как они взаимодействуют, как относятся друг к другу, они все вместе познают совершенно другой мир и это их сплачивает. На этой эмоциональной волне сотрудничества у них происходит общение с искусством. Я провожу мониторинг по творческой и социальной активности классов отдельно начальной школы (1-4), средней(5-7) и старшей(8-11). Просто участие класса в конкурсе, достижение какого то призового места по какому – то направлению. В каждой четверти вручается переходящий кубок. Номинация называется «Самый активный и творческий класс». В конце года все баллы суммируются и самый активный класс получает кубок «на совсем». Это и есть для нас один из результатов. И вот этот пятый класс участвует везде (С.Е. Родионовой). Все на мой взгляд зависит от личности учителя. Один из главных результатов, это когда класс сплачивается вокруг классного руководителя и одни один за другого. Дети объединяются не на основе- «Выгодно мне или нет», а на основе ответственности – «Я не могу подвести своего одноклассника, я не могу подвести своего учителя. Мне необходимо это выполнить». Формируется самосознание - это на мой взгляд важный момент в формировании патриотизма. Когда ты выполняешь не только потому что это тебе выгодно, но еще важно для коллектива (в данном случае твоего класса. Выполняют общими усилиями видеоклип -). Это происходит. Главное лицо в этой работе классный руководитель, который видит цель не в том, чтобы провести классный час и уйти, или сводить детей в тот же самый центр искусств и забыть об этом, а не просто шаг за шагом, а маленькими шажочками, маленькими накоплениями приводит к развитию личности ребенка, которая не допустит предательства, унижения, не допустит безнравственных поступков. Это тот самый результат для меня. Кто из родителей водит детей по выставкам, на спектакли? Это единицы на школу, я не говорю о классе. Это говорит об уровне культуры родителей. Поэтому со стороны родителей мы видим некое сопротивление, но сильный классный руководитель говорит – «Я делаю для ваших детей». Такими учителями зарабатывается доверие родителей. В настоящее время это уже исчезающая группа учителей. Личностные качества учителя и профессионализм обеспечивают успешную коммуникацию ребенка с художников во время занятий в центре искусств. Ожидание быстрого результата это ошибка многих учителей. Многие начинают возить детей в центр искусств и «бросают», они могут и понимать эту необходимость, но не хватает опыта, профессионализма объяснить, «заразить», аргументировать необходимость этих посещений детям и их родителям. Это касается не только центра изобразительных искусств, с которым мы уже много лет работаем, это касается всех дел. Если учитель активен, то дети ее класса становятся постепенно опорой школы. Когда им говорят «Надо» - глаза горят, они с удовольствием делают. Я своим ученикам говорю: «Вы когда выбираете себе друга - вы спрашиваете его какие у него были оценки в школе?» Человек – личность и это важно и вы дружите с ним. Некоторые преподаватели в начале нашего сотрудничества говорили : - «В центре искусств не учат рисовать?». Наша цель не учить рисовать, познавать себя. Кто я такой. Преодолеть страх и сказать: - «Я могу быть художником!». Если ребенок в залах центра искусств видит картины, он необязательно должен о них говорить. Если у него возникают мысли по поводу этой картины – мыслительный процесс это внутренняя работа, как результат – внутренне развитие, как его отследить? Опосредованно – как ребенок относится к окружающему его миру, как он реагирует на внешние ситуации? Как может находить компромисс в разных ситуациях, правильно составить разговор, говорить о своих наболевших интересах. Мы вместе пытаемся находить выходы. Это я считаю один из наших серьезных результатов. Польза на мой взгляд не измерима. Я хочу сказать наш 11 класс сегодня – это дети, которые начали посещать занятия в центре искусств с начальной школы – это дети, которые все осознают. Им не надо говорить о наказании, их не надо заставлять. Одна из учениц, которая заняла первое место в конкурсе ученик года. Стала абсолютным победителем конкурса. Ее фотография висит на доске почета мэрии г. Новосибирска. Она лидер в школе. Паша у нас сдаёт ЕГЭ и вместе с тем он 7 класс курирует, начальную школу. Получились ребята разноплановые, они не боятся проявить себя в любых сферах, они трудолюбивы, они умеют поставить цели в жизни. Получить результат.

И.П. – Мне кажется, на каждом занятии в залах центра искусства у ребят формируется проектное мышление в ходе работы по созданию своей картины на листе вместе с художником от замысла до его практического воплощения.

Н.П. – Совершенно правильно, я с вами совершенно согласна. Мне мысль такая не приходила в голову. Их пространство постепенно простраивается.

И.П. - Форматы просветительских мероприятий на территории школы?

Н.П. – Занятия нас интересуют в основном практического направления. Очень интересует посещение мастерских художников, пленеры. Те мероприятия, которые можно провести в школе, возможно для других классов, которые не участвуют в проекте «Художники - детям». Очень интересный совместный проект центра изобразительных искусств и Гимназии №14 «Университетская» (директор Л.В. Судоргина) - «Визуальное искусство г. Новосибирска в лицах». Я думаю, как этот опыт можно применить для нашей школы.